Мышление
- Что такое мышление?
Маловероятно, что многие из читателей данной книги серьезно задумывались над этим вопросом. Даже если кто-нибудь и пытался это сделать, то, скорее всего, усилия его были безрезультатны. Как оказалось, ясности в данный вопрос не смогли внести даже великие ученые и философы. Если открыть ряд энциклопедических изданий, то это приведет к еще большему разочарованию, чем просто личные размышления на эту тему. Судите сами.
Мышление – способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности .
Мышление (ideation) – процесс обдумывания чего-либо, создания образа или возникновения идеи .
Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. К ним относятся: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь и эмоции .
Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания].
Мышление – опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различия, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.; высшая форма отображения деятельности человека.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем. .
Это интересно:
"Мышление есть только внимание к тому, что происходит в нашей душе".
Г.В Лейбниц (1646-1716).
Выдающийся саксонский философ, логик, математик, физик, юрист, дипломат и изобретатель.
Много красивых наукообразных слов, но что же такое мышление и почему у человека рождаются принципиально новые, никому не известные ранее мысли, так и остается неясным. Вопросов возникает множество, а ответов нет.
Максимально лаконично можно сказать, что мышление – это процесс обработки информации в мозгу человека.
Результатом процесса мышления являются мысли. Они позволяют человеку осознавать (понимать) окружающий мир, других людей (например, через их поступки) и самого себя. Находящийся в «сознании» человек не может остановить ход своих мыслей, они «роятся», рождаются и исчезают в его голове постоянно. Считается, что только при глубокой медитации или молитвенной практике можно на время остановить непрерывный ход мыслей (процесс обыкновенного (бытового) мышления). Специалисты, занимающиеся экспериментальным исследованием работы мозга, например, методами электроэнцефалографии, позитронно-эмиссионной томографии или функциональной магнитно-резонансной томографии, отмечают, что в таких измененных состояниях сознания, действительно, меняются электромагнитные особенности работы мозга. Однако определить, о чем реально думает в это время человек, пока невозможно.
Попробуем провести аналогию между головным мозгом и обыкновенным радиоприемником. Можно сколько угодно долго разбирать его и изучать каждую из деталей. Однако сколько бы мы ни изучали приемник, никогда не удастся найти в нем «музыку» или какое-нибудь «новостное сообщение». Даже школьник это прекрасно понимает, поскольку в радиоприемнике нет никакой информации, так как он просто принимает ее из радиоэфира и потом воспроизводит.
- Может быть, наш мозг работает как приемо-передающее устройство мыслей?
- Но кто тогда производит и передает их нам?
Рассмотрим некоторые особенности процесса мышления.
Целесообразно подчеркнуть, что, что человек в принципе не способен точно передать другому человеку свои мысли при помощи языка, ибо все слова ими различно понимаются. Чем «материальнее» (конкретнее, понятней, проще) объект, о котором идет речь, тем легче один человек может понять другого. Наоборот, чем более этот объект отдаляется от мира грубых форм, тем передача мыслей одним человеком другому затрудняется. Поскольку такие понятия, как «мысль», «энергия», «поле», «электрический заряд» и т. д., не являются простыми бытовыми понятиями материального мира, то и понимают их все по-разному. Поэтому представленный ниже материал, в котором эти термины широко используются, не может восприниматься всеми одинаково.
- Так что же такое человеческое мышление?
Это процесс последовательного и непрерывного чередования умозаключений и представлений. В силу этого без понятия времени и движения представить процесс мышления невозможно. Всякое понятие определяется нами постольку, поскольку оно связано с понятиями, раньше нами воспринятыми. Таким образом, человек воспринимает мир как движение, ибо его разум способен отмечать лишь разности состояний или явлений.
Это интересно:
«Для человека прекращение размышления равносильно смерти».
Посидоний (139-51 годы до н. э.).
Древнегреческий философ, историк, географ, астроном.
В Коране говорится: «Мы создали все вещи попарно». Это означает, что в природе каждого существа обнаруживается два противоположных начала: свет и тьма, холод и жар, добро и зло, активное начало – мужское и пассивное – женское. Еще задолго до написания Корана аналогичное утверждение было сформулировано в 4-ом законе Гермеса Трисмегиста: «Все в природе полярно» . Каждое человеческое представление (образ, мысль или идея) есть следствие его противопоставления (сравнения с) некоторым другим представлением (образом, мыслью или идеей).
Идея или закон отличаются от конкретного представления наличием в них элемента движения. Они направлены на развитие, обобщение, синтез. Человеческий разум, стремясь к синтезу (обобщению), выявляет из множества разноплановых частностей общие принципы, из которых эти частности вытекают как следствия.
- В чем же различие процесса мышления у умного и заурядного или даже глупого человека?
Принципиальных отличий нет – процесс мышления в обоих случаях будет представлять непрерывное чередование представлений (умозаключений). Однако у глупого человека это будет чередование ничем не связанных, а зачастую и хаотических образов и представлений, а умный человек усилиями воли будет избегать хаоса и выстраивать логически цельную последовательность представлений и умозаключений. Таким образом, можно сказать, что основным различием между умным и неумным человеком является наличие у первого воли, способной контролировать последовательность умозаключений, и ее отсутствие у второго.
Воля, подключенная к мыслительному процессу, также определяет различие умственного труда и отдыха (при котором работа мозга не прекращается).
Практически каждый человек знает, как трудно бывает сконцентрироваться на какой-нибудь проблеме и не думать о посторонних вещах. Если в детстве не развить у ребенка способность усилием воли концентрировать внимание и не отвлекаться, в будущем его ждут серьезные проблемы с усваиванием информации.
Вывод: Умственный труд, в отличие от неконтролируемого сознанием хаотического блуждания мысли, требует подключения воли и внимания. Данные умственные усилия требуют энергетических затрат.
Любой человек, которому когда-либо приходилось серьезно «работать мозгами», например, при подготовке к экзамену или при написании дипломной работы, может легко вспомнить, что после многочасовой умственной работы вдруг резко хочется «чего-нибудь сладенького». В этом нет ничего странного. Головному мозгу срочно требуется энергия, а ее легче всего получить из глюкозы, содержащейся в сладких продуктах. Ниже мы подробнее поговорим об энергетических особенностях работы головного мозга человека.
Вывод: Современная медицинская наука и психология, основываясь только на физиологических процессах в организме человека, в принципе не в состоянии объяснить процесс зарождения человеческой мысли и ее взаимосвязь с деятельностью мозга. Мы не понимает природы мыследеятельности человека и поэтому стараемся не видеть в ней нечего сверхъестественного.
Аналогичная ситуация имеет место практически в любой области жизнедеятельности человека. Мы широко используем законы электромагнетизма и эмпирические законы тяготения, при этом природа электричества и гравитации как были загадками для человека, так ими и остаются, хотя это не мешает нам не видеть в этом ничего сверхъестественного.